Взрослые решения детских проблем










Современного подростка многое настораживает: бешеный ритм жизни, многочисленные экзамены, недостаток свободного времени, неуверенность в себе. На встрече с директором МДЦ «Артек» юные журналисты из медиаотрядов задали Алексею Каспржаку прямолинейные вопросы и получили весьма личные ответы и советы о том, как же стать суперребёнком в 21 веке.
- Здравствуйте, Алексей Анатольевич. Нам всем хочется узнать, каким Вы были в нашем возрасте? Как вы учились в школе?
- Я рос обычным ребенком. До седьмого класса я был круглым отличником, а дальше обстоятельства изменились, и все пошло…
- Плохо?
- Да нет, почему плохо? Наоборот, даже еще лучше, но уже не в школе. Тогда на своем опыте я понял, что такое репутация. До того момента, пока я все время посвящал школе – все было хорошо, но когда круг моих интересов вышел за её пределы, у учителей появились вопросы ко мне. И это было, на мой взгляд, не совсем объективно.
- Согласны. А вообще боитесь ли Вы совершать ошибки? И как спокойно относиться к своим промахам?
- Без ошибок жизни не бывает, а школа - это учреждение, где нужно научиться спокойно относиться к своим ошибкам. Иначе, выйдя во взрослую жизнь, малейшая трагедия может оказаться фатальной.
- Наша смена называется «Экология слова», я как раз работаю над своей речью, пытаюсь говорить грамотно, избавляюсь от слов-паразитов. Есть ли у вас такие слова-паразиты, от которых Вы пытаетесь избавиться?
- Если говорить обо мне – я не говорю заученными фразами. В тот момент, когда говорю, я думаю. Для перебивки я использую фразу «условно говоря». Если ты потерял мысль, то нужно как-то восполнить себе это время, дать возможность вспомнить о чём-то. Вот отсюда появляются слова-паразиты. У меня, по крайне мере. Но я всё равно стараюсь от них избавляться.
- А было ли у Вас такое, что Вы не понимали сленговые слова, которыми разговаривали ваши сверстники?
- Да, конечно. Правда своим сверстникам я всегда показывал, что всё понимаю. Вы знаете, в дискуссии, в общении убеждают не слова, а то, как произносятся эти слова. Вопрос в уверенности, вопрос в позиции.
Я очень сложно воспринимаю сленг, потому что в нашей семье не принято так говорить, мои родители педагоги, они разговаривают без слов-паразитов и сленговых фраз.
Вообще русский язык очень интересный. Вот в «Артеке» мне начали объяснять, что значит слово «пайта», оказывается, есть огромное отличие от толстовки. Я думал, что это просто кофта, но мне сказали: «Вы вообще ничего не понимаете».
- Я учусь в девятом классе, и на базе нашего выпуска проводится пробный экзамен по русскому языку - говорение. Как вы считаете, для нас, нашего поколения, это важно - проверять на уровне ОГЭ, можем ли мы говорить по-русски?
- Есть такие науки - тестология и квалиметрия, одна занимается составлением тестов, а вторая - проверкой качества. Образовательные задачи - это тоже некий продукт, который нужно уметь оценивать. Я занимался исследованиями подобных проектов. Я могу оценить человека как работодатель, как человек, который занимается образовательной политикой.
Мне кажется, что умение говорить сегодня - это одна из базовых квалификаций, которая нужна современному человеку. И самое интересное, я считаю, что это мало связано как с предметом "Русский язык", так и с предметом "Литература", потому что если посчитать время, которое ребёнок говорит на этих предметах, то оно будет ничтожно мало.
Школа нужна для того, чтобы вы могли публично высказать своё мнение, а не имели одно мнение Белинского на всех, как традиционно в учебниках после текстов произведений. Иметь своё мнение при всех обстоятельствах и высказывать его при соучениках, родителях, друзьях - это вещь, которая рождается умением говорить и коммуницировать. Поэтому она важна. Только я не очень понимаю, как это можно проверять.
Вы всё время спрашиваете про экзамены. Понимаю, они вам кажутся страшными из-за рисков, и самая большая их проблема в том, что они перегружены наказанием в случае, если вы не сдадите, как системой, так и общественным мнением. На самом деле: не сдал ты его, и что? Что такого опасного произойдёт? Я считаю, что нужно ввести экзамен на пригодность для будущих мам, и вводить его в масштабах страны, как ЕГЭ, это ведь не менее важно, чем сдать тест на умение говорить (улыбается). Если пересмотреть своё отношение к экзаменам, то и их сдача будет даваться легче.
Экзамен - это не вещь, определяющая ваше здоровье и вашу жизнь. Если проще к ней относиться, то результат будет выше. Это не значит, что вам нужно будет меньше работать, но сдавать с такими мыслями будет легче.
- Сейчас 11-классники практически не приезжают в «Артек» из-за того, что здесь нет возможности готовиться к ЕГЭ. А если и приезжают, то делают это в ущерб своей подготовке. Возможно ли решить эту проблему?
- Я считаю, что у нас, к сожалению, нет точного представления относительно того, что такое ЕГЭ и как к нему готовиться. Как у детей, их родителей, так и у школы. ЕГЭ - не просто вопрос, который требует решения, а испытание, которое необходимо преодолеть. Это не показатель того, что вы умеете анализировать и сопоставлять. Вот здесь вы, например, играете в артековский «Что? Где? Когда?» — «Артек-инсайт». Даже среди знатоков нет людей, знающих ответы на все вопросы. Вопрос нужно просто правильно прочитать, «расколоть». К сожалению, наши тесты ЕГЭ отличаются большей фактологичностью, нежели проверкой той компетентности, которую человек приобретает в школе.
- В этом, по Вашему мнению, проблема существующей системы образования?
- Я очень надеюсь, что кто-нибудь из людей, принимающих решения в образовании, когда-нибудь добьётся того, чтобы ЕГЭ стал про то, что нужно, а не про то, что сейчас. Тогда всё станет просто. Сажать вас в режим штудирования тестов и выучивания, я не считаю правильным. Точнее, я против этого, я не хочу, чтобы мои дети учились таким образом.
- Подавая заявку на смену, многие подростки сталкиваются с тем, что грамоты победителей конкурсов всероссийского и регионального уровней приносят им недостаточное для прохождения отбора количество баллов. Многие ребята теряют возможность оказаться в этом месте. Планируете ли вы модернизировать систему подсчёта баллов и сделать этот алгоритм более понятным для детей?
- На самом деле, все это спорно: что правильно, а что нет. Что важнее: федеральная олимпиада или количество лайков на YouTube твоего конкурсного ролика. Сейчас я привёл банальный пример, который в целом говорит о том, что это очень условное деление. Мы предпочитаем не вмешиваться в подсчет баллов достижений ребёнка. Мы задали некий алгоритм регионам, который сейчас работает. Пожалуй, я не буду провидцем, если скажу, что правильного способа оценки в принципе не существует.
- А не думали ли вы о том, чтобы отменить такой формальный приём по грамотам и сделать специальный отбор по конкурсному заданию. Чтобы это решал исключительно «Артек», а не региональные министерства и партнеры.
- Во-первых, я вообще не хочу участвовать в отборе — для меня все дети хорошие. Во-вторых, мы начинаем инициировать свои конкурсы, но нельзя придумать такой, благодаря которому мы отберём из 15 миллионов сорок тысяч человек в год. Мы работаем над тем, чтобы создать как можно больше способов проявления себя. Я сейчас пытаюсь сделать так, чтобы дети, которые являются активными игроками компьютерных игр, попадали в «Артек». На мой взгляд, многие сегодня неверно понимают, что такое достижение. Ведь если ребенок добивается сумасшедших результатов в играх, имеет более 20 тысяч подписчиков на канале, где делится своими соображениями о том, как вести себя в этой далеко не простой игре, то это многого стоит. Дети пытаются вовлекать меня в эту современную субкультуру и, скажу вам, у меня не получается делать это на уровне многих ребят (смеется). То есть, это достаточно серьезное достижение, а мы, многие взрослые со «своим» взглядом, считаем: ну мало ли, «потыкал» в телефоне да бесцельно провел время. Хотя это не так.
- То есть стране (нам, нашим родителям, учителям) нужно научиться поддерживать любое начинание ребенка и человека в целом?
Я воспринимаю ребенка как многогранник, который можно поворачивать и под определенным углом развития видеть самые яркие стороны. Мне кажется, задача образования и есть в том, чтобы повернуть этот многогранник и раскрыть ребенка. В этом смысле система традиционного конкурсного отбора не является полной, поэтому ее нужно расширять. Образование ведь создано для того, чтобы «выпускать» счастливых людей. А это будет происходить, только если все научатся верить в свою уникальность и смогут найти ей применение!
— Дело в том, что у нас в школах преимущественно вводится самообразование, потому что дети делают домашнее задание, а в школе дают только базу. Так вот вопрос, возможно ли вообще самостоятельное образование?
— По-моему, только оно и возможно. Потому что нельзя научить, можно только научиться. А все мы, взрослые, стараемся создать условия, при которых человек сам обучается лучше, ему становится интереснее. Нельзя просто так взять и передать знания из одной головы в другую, как бы кто ни старался, этого не произойдет.
Как говорят маленькие дети: «Зачем мне идти в школу, если я все то же самое могу посмотреть на YouTube». Такое умозаключение тоже вполне возможно. Сегодня школа и вообще формальное образование борется за свое право быть в жизни каждого человека. Но нашей школе нужно научиться заинтересовывать.
- У всех у нас кроме школы есть кружки, репетиторы, курсы… Не могли бы вы дать пару советов, как успевать и то, и другое, грамотно распределяя время, и чтобы оставалось время погулять?
- Если ты понимаешь, зачем ты это делаешь, то тогда у тебя и приоритеты в жизни получится выстроить сразу. Отговорка про то, что у тебя не хватает времени - это отговорка для слабых. У нас сегодня была планерка, которая шла четыре часа. На ней мы обсуждали и следующую, и текущую смену, стройку и много чего ещё. И я подумал, что вы слишком много спите. Наверное, стоит некоторые программы хотя бы раз в смену делать ночными, вроде "Ночь чтения", "Ночь театра", "Ночь в музее". И отвечая на твой вопрос - если он возникает, значит в графике есть что-то лишнее.
- Каким советам родителей Вы следуете до сих пор?
- Знаете, многие вещи, которые я сейчас говорю - это мысли моих родителей, просто перефразированные мной. Но в детстве я еще не мог понимать их. Родителям важно не запрещать, а предлагать, потому что запрет не дает положительного настроя.
Текст - медиаотряды лагерей «Лазурный», «Хрустальный», «Янтарный», «Морской», «Речной»
Фото – фотоотряд лагеря «Морской» студии «Фотовидение»