«Человек должен делать окружающий мир таким, каким он хочет его видеть!»





Кто такой ландшафтный дизайнер? Как выглядел «Артек» 60 лет назад? С какой целью в лагере разбивают новые сады? Медиаотряд детского лагеря «Морской» пообщался с начальником ландшафтного проектирования и благоустройства «Артека» Анатолием Анненковым и узнал ответы на эти вопросы.
- Расскажите немного о себе. Где вы родились, чем увлекались в детстве, как оказались в «Артеке» пионером? Ведь тогда это было намного сложнее, чем сейчас?
- В 1937 году моего отца расстреляли, мать увезли в неизвестном направлении. Будучи ребенком двух лет, я остался один, и меня забрали в детский дом. В скором времени началась война, происходило массовое переселение народа, все ехали дальше от линии фронта. В детский дом я попал в Алма-Ату, хотя сам родился в Салехарде – тогда в Казахстан эмигрировало много людей, спасавшихся от фашистов.
Ребёнком я ничем не отличался от остальных: ходил в школу и учился на «отлично». В «Артек» мне удалось попасть за хорошую учебу, и это было настоящим чудом и подарком судьбы!
Вспоминаю первое утро в «Артеке» - это был самый счастливый день за восемь лет моей жизни. Меня разбудили приятные лучики солнца, проходящие сквозь тоненькие занавески. Поразил вид из окна: Аю-Даг, вечнозеленые кипарисы, а самое главное - море. Не задумываясь, я перепрыгнул через окно и, спотыкаясь, побежал через парк. Тогда мне очень хотелось узнать, что же такое море, какое оно. Потом вожатые, конечно, отругали меня за этот «побег», пионерам нельзя было одним ходить к морю, потому что на берег часто выбрасывало невзорвавшиеся мины.
- Расскажите самое яркое воспоминание об «Артеке»?
- Во-первых, когда я бежала из корпуса к морю, то увидел пленных немцев, они работали. Тогда ненависть к фашистам была намного сильнее, чем сейчас, поэтому мы организовали партизанский отряд и делали пленным всякие «подлянки»: бросали шишки в им в еду, всячески старались выразить враждебное отношение. Настроены мы были серьезно. Но потом вожатая объяснила нам, что так делать нельзя, немцы тоже люди.
Наша программа сильно отличалась от вашей, не было разделения на профили, мы просто учились чему-то новому, играли в догонялки и жмурки. По моему мнению, главной задачей работников лагеря было откормить нас, потому что за смену я набрал девять кг! Еда в «Артеке» разительно отличалась от детдомовской: нас кормили по три порции пять раз в день. Но самым главным счастьем для нас было мясо! В те тяжелые года мы его не просто не видели.
Тогда смены длились не 21 день, а целый месяц. Но в мою смену многие ребята заболели, и рас решили задержать на второй месяц - эти дни в «Артеке» были для меня самым настоящим раем!
- Что Вам запомнилось больше всего за смену?
- Природный контраст. Те места, в которых я побывал и проехал, - это самое сильное впечатление, которое мне запомнилось надолго. Даже окончив школу и поступив в институт, я помнил и восхищался теми местами. Как только у меня появилась возможность приехать в Крым на практику, я не раздумывая отправился. Постепенно я устроился на работу ландшафтным архитектором в Никитский ботанический сад и переехал сюда жить.
- Повлиял ли «Артек» на выбор вашей профессии?
- Подсознательно, наверное. Я никогда не думал, что буду заниматься ландшафтоведением, хотя всегда любил природу. В Алма-Ате прекрасная горная система, и, гуляя там по лесу, я вдохновлялся этой красотой. Приехав в Крым, я встретил совсем другие виды, и это меня действительно поразило. Скорее всего, «Артек» все-таки повлиял на выбор именно этой профессии.
- Какой из своих проектов вы считаете наиболее успешным?
- Знаете, я сделал довольно много проектов. Всё заполнил хорошо, но один оказался самым важным для меня. В Москве на ВДНХ я сделал зимний сад в павильоне «Азербайджан», он существовал 35 лет. Там снималось множество фильмов, например, «Возрождение». Также там проводили множество праздников, «голубых огоньков», которые показывали потом на Новый год. В Крыму я занимался парками и санаториями. Один из них мне очень нравится – я сделал восемь садов на 75 гектаров вокруг дачи Горбачева. Самый интересный сад, на мой взгляд, называется "Жизнь человека", работа с философским подтекстом. Вообще, ландшафтная архитектура - это специальность, которая делает эстетичным и комфортным пространство, где живет человек.
- В чём заключается ваша обязанность в «Артеке»?
- Я работаю ландшафтным архитектором. Территория «Артека» напоминает лоскутное одеяло, которое слеплено из благоустроенных участков. Наша задача сделать эту территорию единой с точки зрения функций. А функция - это воспитания в детях чувства прекрасного. Наша задача - сделать территорию единой, разнообразной, красивой и просторной, чтобы вам было приятно гулять по лагерю, чтобы вы бережно относились к природе, ценили и любили ее.
- Если бы Вы могли изменить что-то в нынешнем «Артеке», то чтобы это было? Почему?
- Смотря на нынешних детей, можно сказать, что им действительно сложно даётся напряженный график в лагере. У них не остается времени для себя и нормального общения со сверстниками, чтобы найти друга или человека с общими интересами. Ребятам очень сложно адаптироваться и быть уверенным в своих действиях, если у них нет поддержки в отряде.
Медиаотряд детского лагеря «Морской»