«Благодаря «Артеку» я стал самим собой» – 50 лет артековской истории Андрея Жданова




Андрей Жданов из города Архангельска был в «Артеке» 50 лет назад! Его первая и незабываемая смена состоялась в 1973 году со 2 января по 4 марта. Артековец до сих пор благодарен всем тем событиям, которые произошли с ним в Стране Детства. Андрей решил рассказать свою историю, которая поменяла его и его жизнь.
Про «Артек» я знал всегда. Это было советское время, и попасть в «Артек» было мечтой чуть ли не всех пионеров Советского Союза, ведь это был тогда Всесоюзный пионерский лагерь.
Путёвку в «Артек» мне выдали в Ломоносовском районном комитете комсомола города Архангельска. Я был председателем совета дружины средней школы № 8 и, возможно, был таким образом награждён за свою работу. Решение секретаря райкома Комсомола было для меня полной неожиданностью. Получился этакий необычный новогодний подарок, ведь мы выехали в «Артек» ранним утром 1 января 1973 года.
Я хорошо помню свой первый день, точнее первую ночь. Так как пришлось срочно собираться в дорогу, а у меня не хватало каких-то обязательных прививок, мне перед дорогой сделали укол, и по прибытии в Крым у меня поднялась температура.
Меня определили в дружину «Лазурную», и в ночной гулкой столовой мы ждали очереди (медкомиссия, переодевание, душ). Выручил меня московский парнишка – Сергей Кузнецов, он проникся сочувствием ко мне и помогал во всём, воду приносил, компрессы ставил. Мы с ним подружились, оказались в одном отряде – в первом отряде дружины «Лазурной». До сих пор для меня он один из самых близких друзей.
Отряд был на 90% московский по составу. Поэтому, когда были выборы в отряде, москвичи меня дружно «сослали» в совет дружины. В том же самом совете дружины был и Олег Меньшиков, ныне очень известный артист. Не знаю, что произошло на первом собрании совета дружины – но меня выбрали председателем совета дружины «Лазурная», а чуть позже – председателем штаба «Артека».
Это было настолько… даже слов не могу подобрать… настолько удивительно, что мои два месяца в зимнем «Артеке» были похожи на фантастический сюжет. Как раз закончилась война во Вьетнаме, и так получилось, что поздравительную телеграмму от штаба «Артека» пришлось подписывать мне, и в газетах она была опубликована рядом с телеграммой Л.И. Брежнева. Там всего и не перечислишь, потому что «Артек» для меня получился как отдельная жизнь, ни с чем более не сравнимая.
Отряд был замечательный. Сначала меня москвичи игнорировали, а когда узнали, что я во главе штаба «Артека», решили, что я «чей-то сын». А потом, как-то постепенно, дружба за дружбой, мы стали сближаться, узнавать друг друга. В итоге потом долго переписывались, и когда я приезжал в Москву, то обязательно виделись. Но так как после школы я поступил учиться не в Московский, а в Ленинградский ВУЗ, крепкая связь осталась только с Сергеем Кузнецовым. Он позже помогал мне в защите диссертации (я первый, кто в Российской Академии педагогических наук защитил диссертацию «по дискотеке»).
Вожатые все были замечательными. Все! И вожатые, и учителя в школе – они мало того, что разглядели во мне какой-то «потенциал», каждый из них ещё и помог мне поверить в свои силы, не бояться ни «высоких должностей», ни ответственности. Какой бесценный опыт они подарили простому 15-ленему пареньку с Крайнего Севера! До сих пор во мне к «Артеку», к тому советскому «Артеку» – великая благодарность.
Чему я научился в Артеке? – Я увидел, каким я могу быть в жизни. Благодаря «Артеку» я сам стал учителем. И вообще – стал самим собой, без страха перед вызовами жизни.
24.07.2023 г.