ic_add_a_photo_24px

#ПионеркаОбАртеке: вторая половина 30-ых годов

Сегодня мы с вами пролистаем страницы «Пионерской правды» с 1936 по 1940 годы, которые стали значимыми не только для лагеря «Артек», но и для всей страны.

Лето 1936 года знаменательно тем, что в «Артек» приезжают 250 пионеров-орденоносцев страны, отличившиеся изобретательностью в сборе хлопка, при спасении людей и имущества на пожаре. После отдыха в солнечном «Артеке» пионеры отправляются в Москву. 17-го сентября артековцев принимают в овальном зале Кремлевского дворца члены правительства во главе с Вячеславом Михайловичем Молотовым – народным комиссаром иностранных дел. 200 пионеров артековского лагеря «Нижний» в общей сложности прибыли в весе на тонну и выросли на 4 метра. Великолепно отдыхать в «Артеке» дружной единой семьей.

А вот, что об этой встрече пишут дети: «Мы хором запели шуточную артековскую частушку «У «Артека» на носу, приютилось Суук-Су». Вячеслав Михайлович понял наш намек, рассмеялся и сказал: «Придется отдать вам Суук-Су».

«Я помню твои слова, мама». В сентябре «Пионерка» знакомит нас с удивительным письмом, написанным своей маме Рубеном Ибаррури – артековцем 1936-ого года, героически погибшим в годы Великой Отечественной войны. Его бюст установлен в детском центре на Аллее героев-артековцев.  

Далее читаем в газете: «Я—испанец, но теперь живу в Советском Союзе. Моя мама Долорес Ибаррури сейчас в Испании. Из газет я узнал, что она одна из руководителей борьбы испанского народа против фашистов. Рабочие прозвали ее «Пассионарней» — в переводе с испанского «неистовой» — за то, что она, как никто, умеет воодушевить их на работу…»

Важная новость о нашем лагере в №33 от 8 марта 1937 года. Статья «В солнечном Артеке» сообщает об открытие малой Черноморской флотилии, состоящей из четырех моторных катеров и 30 шлюпок.

Мартовские выпуски «Пионерки» перебивают друг друга сообщениями об открытии в «Артеке» третьего по счету лагеря — «Суук-Су». Сегодня мы знаем его как детский лагерь «Лазурный».  Первыми артековцами нового лагеря стали испанские дети. Читаем об их приезде в статьях «В «Артек» приехали испанские ребята» и «Испанские ребята в «Артеке» от 2 и 6 апреля 1937 года.

А 10 апреля «Пионерка» объявляет об открытии нового лагеря. К открытию смены второй отряд выпускает стенгазету «No pasarán!», её редактор – испанский пионер Педро Фенпендо.

Из № 50 от 12 апреля узнаем, что Петя Зверев едет в «Артек» за предотвращение крушения целых 3-х поездов. А вот заметка еще об одном герое: «Пионер Володя Горан задержал шпиона». Он тоже награжден путевкой в «Артек». 

21 июня 1937 года «Пионерская правда» печатает письмо из «Артека» сына Чкалова своему отцу: «Ялта, 21 июня. У карты Игорь Чкалов, он с гордостью показывает своим артековским друзьям, Вале Молокову и Вове Водопьянову, путь полета АНТ-25. Сегодня утром Игорь послал отцу следующую телеграмму: «Северная Америка, штат Вашингтон, город Потрланд, Герою Советского Союза Чкалову. Дорогой, папа! Поздравляю тебя с благополучным окончанием перелета из Москвы в Северную Америку. От пионеров и октябрят лагеря «Артек» передаю горячий привет тебе, дяде Байдукову и дяде Белякову. 30 июня исполняется 12 лет «Артеку». У нас будет большой пионерский костер. Мы, все пионеры и октябрята, просим тебя, дядю Байдукова, дядю Белякова и маму прилететь к нам на юбилейный костер. Твой сын Игорь».

Спецвыпуск «Пионерской правды» 1940 года полностью посвящен «Артеку» и его 15-летнему юбилею. «Артек» поздравляют народный комиссар просвещения РСФСР, народный комиссар здравоохранения СССР и очень много знаменитых людей. И вот что пишут в юбилейном выпуске: «Сегодняшний «Артек» — это даже не тот, каким он был несколько лет назад. Здесь чудесные дворцы, своя техническая станция, музей… В «Артеке» никогда никому не скучно».

 

Комментарии