#КультурныйКодРоссии. Сказки







Сегодня путь-дорожка нашего онлайн-проекта вывела нас на дорогу добра. И поговорим мы о том, в чём очень ярко выражается менталитет русского народа – о русских народных сказках.
Все знают игру «испорченный телефон», когда информация, переданная через несколько людей, возвращается в неузнаваемом виде. Но почему тогда содержания сказок проходят через тысячелетия? Исследователи считают, что в русских сказках зашифрован самый что ни на есть русский культурный код №1 – открытое сознание.
Давайте проанализируем русскую сказку про Емелю. На первый взгляд, вот она, причина всех наших проблем – обычная лень. Главный герой сидит на печи и ничего не хочет делать. Но почему народ с подобными архетипами имеет самую большую площадь страны в мире и его не победила ни одна армия мира? Вряд ли имело смысл передавать через тысячелетия отрицательные, на первый взгляд, персонажи простофили-Емели и Иванушки-дурачка, если бы они не способствовали решению цивилизационных задач.
Для того, чтобы лучше разобраться в этой теме, условно разделим мышление людей на три категории: монолектик, диалектик, триалектик.
Монолектикам важен один тезис, одна истина, их не может быть две – нет двух вариантов. Диалектики мыслят двумя категориями: выгода или убыток (за что больше платят), или победа-поражение. Традиционно это две касты: военные и бизнес. Поэтому даже терминология у бизнеса и военных схожа – стратегические компании, персонал, захваты рынков, стратегическое планирование…
Что попросил у рыбки старик в сказке «О рыбаке и рыбке№? Ничего. Что попросила старуха? В её просьбах расцвет и гибель диалектиков – постоянный «захват рынков» и разбитое корыто в итоге.
Триалектики – те, кто отвечает за гармонию, за создание нового целого из частей. К ним традиционной относятся писатели, художники и, конечно, изобретатели.
Вернёмся к Емеле. Он заметил то, чего никто не замечает – говорящую щуку, воспринял, как должное, и вступил с ней в коммуникацию. То есть с тем, с чем другие даже не могли бы себе представить общаться. Далее попросил ресурсов (которых у ответчика по определению не могло быть) для конкретной задачи, которая стояла в данный момент – чтобы вёдра пошли сами. Задача решена. Далее поехал к царю – на печи. Не занял денег на коня, как сделал бы диалектик, не начал строить телегу или молить Бога о лошадях, как монолектики учёные и церковники.
Как можно описать эти русские культурные коды на примере Емели-новатора?
- Абсолютно открытое, непредубеждённое сознание.
- Видит решение там, где его никто не видит.
- Использует как ресурс то, что никто ресурсом не считает.
- Использует схемы, требующие минимального применения дополнительных сложных ресурсов.
Здесь очень характерна аналогия с лучшими примерами русской конструкторской школы. Русские культурные коды в конструировании:
- Конструкция должна быть «идеальной», то есть не изменять своей эффективности ни при каком мыслимом или не мыслимом вмешательстве при производстве или эксплуатации.
- Конструкция не должна требовать особых условий производства, особых условий ремонта или особых условий эксплуатации (сложность процессов, оборудования или персонала).
Примеры ХХ века.
Танк Т-34. Сделали немного: повсеместно наклонили броню, вместо её утолщения и утяжеления танка, поставили уникальный и опередивший время дизельный двигатель, предельно упростили танк в производстве, так, что его можно было собирать на любом машиностроительном заводе, отремонтировать прямо на поле боя.
Автомат АК-47. Одинаково результативно стреляющий в руках негра, американца или русского в любых условиях и при любой подготовке. Для реализации этих принципов выбранные методы конструирования должны быть инновационными, осмысленно простыми.
Но вернёмся к сказкам и зашифрованных в них особенностях «русской души». Отметим, что Василиса Прекрасная, царевна Лягушка, Василиса Премудрая – никогда не выходят за муж за царя, генерала, купца. Всегда за «затейника» - триалектика: Иванушку-дурачка, Емелю, Федота. Таким образом через тысячелетия подобному архетипу всегда достаётся высшая награда – умная жена-красавица.
Ещё один культурный код, отражённый в русских народных сказках и связанный с женской природой: выдать за первого встречного. Это произносит только царь по отношению к своей дочери-царевне. Представьте, что вы русский царь, которому предлагают жениха для царевны. Все принимают участие в том, чтобы продвинуть своего кандидата и усилить своё влияние. Таким образом, на стратегический выбор первого лица пытается повлиять огромное количество людей. При этом капризная царевна тоже выбирает – этого не хочу, того не хочу. Но человек, который случайно попал на двор к русскому царю – однозначный неформал, герой, триалектик в текущей классификации, и он гарантированно не принадлежит ни к одной из фракций, которые пропихивают своих кандидатов.
Как говориться, сказка ложь, да в ней намёк…
Крымские легенды – обширный корпус фольклорных текстов, представляющий интерес для исследователей. Легенд много, и все они принадлежат разным народам, начиная от греков и дальше, через времена генуэзцев, татар, турок, армян, караимов, крымчаков. Поэтому в них можно встретить кого угодно: ханов, их сыновей и наложниц, украинских полонянок, казаков, джиннов, медведей и великанов.
В этих произведениях много фантастики, иногда в них действуют колдуны и колдуньи, сверхъестественные силы… В легендах Крыма часто упоминается об избалованных и неблагодарных детях. В противовес им ставятся любящие и всепрощающие родители. Но главное действующее лицо в них — народ, трудовой народ с его мужеством, великодушием, благородством. Верность родной стране и родному народу, девичья чистота и неизменная любовь воспеваются в легендах о далеком и близком прошлом Крыма.
Любим сказки. Ценим зашифрованную в них мудрость. Гордимся своей страной!