ic_add_a_photo_24px

Конкурс педагогического эссе «Всего одна смена»

В «Артеке» подведены итоги конкурса педагогического эссе «Всего одна смена». В своих работах артековские педагоги поделились мыслями о смене, о детях и влиянии «Артека» на личность ребенка и вожатого. В их размышлениях  современная история непростой, но увлекательной жизни вожатого.

Названию конкурса послужил одноименный фильм о лагере «Лесной» и его начальнике Е.А. Васильеве, который вышел на экраны телевидения в 1976 году. Участие в творческом конкурсе приняли пятнадцать вожатых из «Морского», «Янтарного» и «Лазурного». Свои работы они написали после просмотра фильма.

Как рассказала председатель жюри конкурса Альбина Мурашова, конкурс приурочен к юбилею Евгения Александровича Васильева, начальника лагеря «Лесной» с 1963 по 2003 гг. «Конкурс эссе показал, что в «Артеке» есть думающие вожатые. Есть вожатые, которые чувствуют, ищут творческое понимание смыслов жизненных, – отметила Альбина Галимовна. – Для многих работа вожатого становится выбором жизненного пути и жизненной позицией. И такие люди есть. Это очень приятно отметить, потому что эссе – особый жанр, который позволяет показать широту и понимание существующей жизни в «Артеке». Мне было интересно читать».

Члены жюри конкурса свои предпочтения отдали работам, в которых отражена четкая позиция автора, его мысли и чувства и умение аргументированно излагать и раскрывать их.

По общей сумме баллов, полученных в результате экспертной оценки победителями конкурса стали:Екатерина Попова (лагерь «Морской») – I место, Оксана Мельникова (лагерь «Лазурный») – II место, Диана Фледан (лагерь «Янтарный») – III место.

Вручая награды победителям, директор «Артека» Алексей Каспржак отметил, что умение писать то, что думаешь, – это очень важное качество. «Подобный конкурс органичен и должен быть традиционным. Надеюсь, что мы его будем проводить ежегодно, приурочив к этой дате», – сказал руководитель «Артека».

Мы публикуем фрагменты творческих работ победителей конкурса «Всего одна смена».

Екатерина Попова:

… Знаете, я действительно могу назвать себя «бессердечной», потому что мое вожатское сердце разлетелось тысячей осколков в различные страны и республики. И с каждым новым отрядом кажется, что в моем сердце больше нет свободных мест. Но вожатское сердце необъятнее неба, больше мира… На последнем отрядном кругу я говорю ребятам: «Положите руку себе на сердце. Чувствуйте тепло? Это частичка моей души, кусочек моего сердца. Он уезжает вместе с вами – берегите его». И в этот момент вижу перед собой искренние, полные тепла глаза. Поверьте мне на слово, нет ничего дороже этого момента. Ради этого стоит не спать ночами, переживать, жить работой и на работе, сходить с ума от волнения на выступлениях ребят. Ради таких моментов стоит работать вожатой. Ради таких моментов стоит жить...

Мне повезло, я – «морянка». Поработав во многих лагерях России (и не только), я могу утверждать, что нигде не чувствовала себя настолько настоящей, как здесь. Это далеко не моя заслуга, это заслуга тех людей, которые помогают, поправляют и направляют; которые верят в тебя, ругают, исправляют, но не теряют никогда веры в твои возможности, вселяют все больше уверенности. Это заслуга тех людей, которые руководят моим любимым лагерем. И других таких, ради работы с которыми бросаешь дом, прежнюю работу, друзей и уезжаешь за 2000 км, я больше не встречала…

Что вы знаете о расставании с «Артеком»? Вожатая в фильме «Всего одна смена» рассказывает о том, что уехала, решилась. Что телом находилась в новом городе, на новой работе, а мыслями в «Лесном», там и с теми, кто наполнял жизнь чем-то необыкновенным. Она не смогла без «Артека», вернулась. Я, как никто другой знаю, что это такое. Можно ли это описать словами то самое чувство, когда закрываешь глаза и видишь море. Когда в ушах звучит, как на повторе: «Весла на валек!», «За лагерь «Морской» до конца, до победы!», «Один за всех – и все за канат!», «Каааатька». И все это голосами любимых напарников! Получив сообщение: «Ты приедешь? Мы тебя ждем. Мы тебя любим», я поняла, что так жить больше нельзя. И если вожатство – это ребячество, то я не готова еще повзрослеть. Уволилась с «рутинной» работы, улетела, убежала и ни секунды об этом не пожалела. Если у каждого человека действительно существует свое, идеальное место, то мое, видимо, тут – в «Артеке».

Оксана Мельникова:

Можно сколь угодно ругать или хвалить советское время и всё, что с ним связано, но когда видишь киноленты тех лет, поражаешься лицам людей: сколько в них света и вдохновения! Сейчас такие лица – редкость. Может, к этому и стоит стремиться – делать лица людей светлее, и если ты вожатый, то начинать тебе стоит с себя, чтобы быть примером для детей?

Ещё одна важная мысль, прозвучавшая в фильме: каждый человек важен, ребёнок это или вожатый. К каждому необходимо найти подход, причём не шаблонный, а тот, который находится долгим анализом, многочасовыми разговорами, возможно, и спорами (в которых, как известно, истина и рождается). На каждого человека нужно (!) тратить время, чтобы понять его…

Для того чтобы понять, что значит смена для вожатого, сначала попробуем понять, что такое – быть вожатым, каким он должен быть? Во-первых, человеком, который стремится становиться лучше с каждым днём, развивать себя. Во-вторых, ему нужно «гореть и зажигать других», быть путеводным огнём, который будет вести за собой тех, кто младше и неопытней. Что самое главное при этом: убедить себя, что ты огнеупорный или же наоборот стать птицей-фениксом?

И здесь мне вспоминаются слова Георгия Адамовича, обвинявшего Марину Цветаеву в излишней пламенности. На открытом диспуте в ответ на цветаевское «Пусть пишут взволнованные, а не равнодушные!» он ответил: «Нельзя постоянно жить с температурой в тридцать девять градусов!» Настоящие вожатые на своём примере показывают, что – можно!

… В «Артеке» для ребёнка всё в новинку. А для вожатого? Есть перечень устоявшихся дел, которые проводятся в лагере. Как при этом не «замылить взгляд», как научиться воспринимать всё в новинку, чтобы каждая смена была для тебя, как для твоих детей, как будто первой? Нужно каждый день использовать как возможность для открытий. Ведь каждую смену приезжают разные дети, а значит, ни одна смена не похожа на другую. Это и есть возможность для обучения.

Мне очень нравятся слова вожатой Надежды Уденеевой, с которой мы работаем в одном лагере, про «последнее лицо». Она объясняла, почему старается не плакать при прощании с детьми. Они запоминают тебя таким, каким видели в последний раз, так что если ты не хочешь, чтобы тебя помнили заплаканным, улыбайся и говори им ободряющие добрые слова. Говори добрые слова, говори важные слова. Говори! И не только, когда провожаешь детей, с первой минуты вашей встречи.

… Пожалуй, главное, что я поняла для себя, в том числе и после просмотра фильма «Всего одна смена», что человек становится лучше, становится личностью тогда, когда помогает другим, когда делает для других что-то важное и нужное. Возможно, именно поэтому Евгений Александрович Васильев, человек с тяжёлым (если вообще можно подобрать какое-то слово, описывающее жизнь детей во время и после окончания войны) детством, столько сил – физических и душевных – отдавал детям, лагерю, вожатым. Так, помогая им, он помогал себе. 

Комментарии