ic_add_a_photo_24px

Артековцы создают портреты бамбуковыми палочками и пейзажи в технике монотипии

Самые разнообразные художественные техники осваивают артековцы на занятиях профессиональных художников, которые в течение недели проходят в «Артеке» в рамках пленэра-симпозиума. Во время мастер-классов ребята рисуют необычные портреты своих друзей, лепят театральные маски и создают артековские пейзажи с помощью нетрадиционных техник.

В студии детского портрета артековцы пытались «приручить» бамбуковые палочки и тушь, родиной этой техники считается Древний Китай. «Прелесть любого рисования в том, что оно раскрывает потенциальные возможности человека, – уверена преподаватель студии,  московская художница Елизавета Токарева. – А рисунок с помощью туши и бамбуковой палочки – это полная импровизация. Главное его достижение – это свобода и медитативность. Это одна из самых свободных техник, она очень подходит детям, потому что здесь они думают о пластике и художественном образе, а не о цвете».

В ходе занятий дети придумывали образ друзей или собственный, сопровождая свои фантазии комментариями. «Я нарисовала портрет своей подруги Тандилы. Видите, у неё волосы собраны в хвостик и большие глаза, – рассказывает шестиклассница из Республики Ингушетия Макка Горданова. – Я впервые пробую рисовать с помощью палочки и туши. Это абсолютно живой рисунок, такой не получится, если рисуешь фломастером».  

В студии «Утилитарная керамика» челябинской художницы Елены Сластниковой ребята увлечённо лепили театральные маски: сначала рисовали лица на раскатанном пласте глины, а затем делали рельеф, и у безликой маски проступали характер и индивидуальность. «Глина – это не сиюминутный материал, она не терпит суеты и поспешности, её надо почувствовать. И чтобы всё получилось красиво и эффектно, необходимы сосредоточенность и полное погружение в работу и материал», – настраивает детей художник-керамист. А тем временем на маске восьмиклассницы Ольги Могилко из Севастополя появилась загадочная улыбка Моны Лизы, а у керамического изображения пермской девятиклассница Арины Агафоновой – гирлянды цветов.

Московская художница-график Зарина Абисалова много лет занимается монотипией, и многие секреты этой многообразной и уникальной техники печатания, которая сочетает живопись, эстамп и рисунок, она передала артековцам. «Это интересная и разнообразная техника, она даёт возможность изобразить красивую фактуру, передать состояние природы, погоды.  В монотипии не нужно академическое рисование, она доступна и интересна всем детям, даже тем, кто не умеет рисовать», – говорит Зарина.      

На знакомом артековском пейзаже Саши Чусовского, выполненном в технике монотипии, проступают контуры двух скал-близнецов и пенное море. «Знаете, какие Адалары красивые на закате? Каждый вечер, когда солнце уходит за горы, они становятся персиково-розовыми, как будто прощаются с нами, – поясняет свой рисунок девятиклассник из Тульской области. – И потом утром они розовеют».

А восьмиклассница Алина Грекова из Горно-Алтайска успела выполнить несколько работ – с серебристой русалкой, дамой на качелях и девочкой. «Я изобразила безмятежно спящую девочку. У меня в голове появилась  эта картинка, и я перенесла её на бумагу, – делится Алина, девочка несколько лет занималась в художественной школе, а возможности новой техники её удивили. – Когда просто рисуешь на бумаге, то такая интересная фактура не получится. В монотипии результат получается всегда неожиданным. Во-первых, за счёт того, что рисунок отзеркаливается и, во-вторых, здесь цвет и рисунок зависят от количества разбавителя, тогда они получаются насыщеннее или бледнее и более размытыми. Кроме того, в процессе работу можно исправить и сделать несколько экземпляров. Я не ожидала, что это так увлекательно!»

В студии анималистических скульптур московская художница Наталья Бодрикова напомнила детям слова Микеланджело, который рекомендовал просто отсекать всё лишнее. «Мы работаем с глиной, как скульпторы, то есть берём весь кусок и формируем из него анималистическую фигуру, а за соседним столом ребята работают в технике керамики, формируя полую фигуру из фрагментов, – уточнила Наталья. – В ходе таких совместных занятий художники передают детям свой профессиональный взгляд на форму и цвет, учат работать с фактурой материала».

А в это время из-под рук ребят выходили не только многочисленные домашние любимцы – кошки и хомячки, но и глиняные ёжики, белки, медведи и даже один тритон, которого смастерил восьмиклассник из Ростовской области Роман Иванов. А его сосед – Матвей Зубынин вылепил рыбу. «С глиной работаю в первый раз, это созерцательно-медитативная техника, просто гладишь, и всё формируется само. Свою рыбу я потом распишу краской с переходами от синего к голубому, и она будет почти настоящей», – говорит восьмиклассник из Ивановской области.

На студии «Книга художника. Взаимоотношение текста и иллюстрации», которую провёл  главный дизайнер «Артека» Игорь Бурый,  артековцы учились не просто понимать устройство различных графических знаков – букв, цифр и иероглифов, но и постигать их тайное, символическое значение. Алине Пенизовой достался японский иероглиф. «Через шрифт можно передать настроение и атмосферу книги, задать отношение к тексту: если шрифт утончённый, то тема будет чувствительная, лирическая, если основательный – значит, речь пойдёт о серьёзных вещах, например, научных, если авангардный – значит, это альбом современного искусства, – поясняет ялтинская девятиклассница. – Я раньше не обращала внимания на это, но теперь знаю, что шрифты делают каждую книгу индивидуальной».

Комментарии