ic_add_a_photo_24px

«Артек» поздравляет с 85-летием артековца Геннадия Леонидовича Дьяконова

28 января исполняется 85 лет Геннадию Леонидовичу Дьяконову, начальнику международной части «Артека» 60-х годов. Он был одним из самых молодых руководителей в то время, и сегодня с огромной любовью вспоминает этот период своей жизни и знаменитых гостей лагеря. Международный детский центр «Артек» поздравляет артековца с юбилеем, желает долгих лет жизни и благополучия.

Это были лучшие годы в моей трудовой жизни. Все правительственные делегации, прибывавшие в Советский Союз, обязательно посещали «Артек», где были ребята из разных стран. Космонавты тоже приезжали в «Артек». Больше и дольше всех в гостях был Юрий Алексеевич Гагарин. Первый день его визита стал «опустошительным» для «Артека». Ребята сидели в столовой, обедали. А в столовой со стороны въезда были огромные-огромные стекла, художественно оформленные витражи. И вот ребята увидели, что едет машина, а там Юрий Алексеевич, и закричали: «Гагарин приехал!»  Все вскочили на столы, всё было сметено. Я тут же выхожу, встречаю и говорю: «Юрий Алексеевич, ну вот первое впечатление…»

Тогда он не просто посетил «Артек». Он отдыхал в это время в Гурзуфе, в санатории Министерства обороны, и с ним были маленькие девочки. Нас попросили разрешить детям пребывать в «Артеке. Но с ребятами они не могли быть, потому что в лагере были дети старше, начиная с шестого примерно класса. А здесь одной было года три, другой лет пять, и нянечка с ними. Их поселили в гостевой корпус.

Юрий Алексеевич каждое раннее утро, именно ранее, ещё до подъема ребят, приезжал, и я ему давал лодку. Он страстный рыболов был, обязательно кто-то просился к нему в лодку, ну я иногда делал исключение. Хотя однажды даже пожалел, потому что кто-то упустил леску, а тогда леска – это был такой дефицит. Гагарину в Японии подарили эту леску, когда опускаешь в воду, ее не видно. И рыба видела только наживку и хватала ее, в результате улов у него был каждое утро – ведерко. Я давал поручение, чтобы отнесли улов в столовую. Мы сидели в этом гостевом корпусе, там был люксовый номер, который называли Павловский номер, потому что тогда первый секретарь ЦК Комсомола был Сергей Павлов.

Гагарин – человек изумительный, такой веселый, общительный, знавший много анекдотов. Один вечер был даже посвящен анекдотам. У нас была Мира Соломоновна Лебельман, моя хорошая подруга по Киеву. Вот они с Гагариным устроили конкурс – кто дольше и лучше рассказывает анекдоты. Задача была такая – один заканчивает, а другой немедленно начинает новый. В результате Гагарин тогда проиграл. На этот случай он с собой возил, вернее жена носила (он всегда с женой был) или открытки с его портретами, или книжки. Он Мире подарил книжку.

Вот это знакомство переросло в такую дружбу. Когда я работал в Москве, там проходил второй всемирный форум молодежи, и приехала большая делегация китайской молодежи, очень сложно было работать с ними. Так вот мне помог Юрий Алексеевич Гагарин: он не только участвовал в дебатах, но и своим общением и юмором просто спасал многие критические моменты.

Я позже работал заместителем главного редактора журнала «Вожатый», это был издательский корпус «Молодой гвардии». И вот в лифте вдруг встречаю Гагарина. Я говорю: «Куда, Юрий Алексеевич?». «Да, вот у меня должна выйти книжка, и попросили меня посмотреть верстку». Я пожелал ему успехов и попросил один экземпляр. Он ответил: «Разумеется». Но через месяц он погиб. Это была потеря, конечно, общечеловеческая, а для меня личная.

В «Артеке» было, конечно, работать очень сложно. Работал примерно 20-22 часа в сутки. Почему? Потому что ложишься спать - звонок из Москвы: «Завтра приезжает делегация, настроены к Советскому Союзу очень плохо, всё сделайте, чтобы ребята настроение им создали». И приезжает делегация, допустим, из Того. Вы даже сейчас не знаете это государство. Это в западной Африке. Приезжает такой темно-кожий в темно-синем костюме – президент. Рядом с ним высокая красивая француженка, жена, и толпа фотографов вокруг него снуёт туда-сюда. Наши ребята, конечно, устроили великолепный прием, и уехал он с хорошим настроением…

Были гости очень важные и интересные! Хо Ши Мин, Урхо Калева Кекконен – президент Финляндии, Морис Торез из Франции. Они не просто приезжали, а разговаривали с ребятами, говорили о жизни, политике. Особенно в этом отношении для меня интересен был Хо Ши Мин.

Был и один трагический момент. Приехал Хрущёв вместе с генеральным секретарем коммунистической партии Италии. А в то время итальянская коммунистическая партия была, пожалуй, крупнейшая в Европе. Во главе компартии Италии стоял Пальмиро Тольятти.  Помню, был полдень, 12 часов дня. Костровая площадь, на которой собираются ребята, обращена к солнцу. В полдень лучи солнца падают прямо вертикально на площадь, и ему стало плохо. Два дня он находился в лагере, там на территории небольшой изолятор. Полная тишина была, ребята на цыпочках ходили... Не хочется об этом даже рассказывать. 

После «Артека» – Москва, комсомол, ЦК комсомола, меня там принимают в партию…

28.01.2022 г.

 

 
 
Комментарии