ic_add_a_photo_24px

А.А.Каспржак: «Всё зависит от нас самих»

Перечитав интервью директора «Артека» Алексея Каспржака в различных СМИ, юные журналисты решили узнать больше, чем о нем известно прессе. Их интересовало все: верил ли он в зубную фею, какой предмет в школе был любимым, будут ли в будущем построены пандусы и многое-многое другое.

- Алексей Анатольевич, скажите, прогуливали ли Вы уроки в школе?

- Безусловно. Я считаю, что это такая образовательная задача – прогулять. Почему у нас очень часто троечники становятся более эффективными во взрослой жизни? Они ставят жизненную задачу (например, поиграть во время урока в футбол) и изобретают, как это сделать. В момент, когда преодолеваешь сложность, набираешься компетентности, которая будет нужна в жизни реальной. Ведь школа нужна не для школы, а для жизни.

- В каких кружках занимались в детстве?

– Я не занимался, наверное, только музыкой. Любая деятельность ребенка в том возрасте, когда он преодолевает себя, отражается на том, какой он во взрослой жизни.

- До какого возраста верили в Деда Мороза?

- Я до сих пор верю, что Дед Мороз существует – так, на всякий случай. Если во что-то сам не веришь, очень сложно сделать так, чтобы в это поверили другие.

- Какое Ваше первое ощущение, когда Вам предложили стать директором «Артека»?

- Я об этом никогда не говорил. Но было облегчение. Причина простая. Когда мне предложили рассмотреть эту возможность (предложила Ольга Юрьевна Голодец, вице-премьер правительства РФ) и пригласили в приемную, я ехал и думал: не дай Бог меня попросят опять быть чиновником. Поэтому – облегчение.

- «Артек» отметил 90 лет. Вы почти в два раза моложе. Каково нести такую ответственность?

- Иногда внуки берут на себя ответственность за бабушек и дедушек. Не в возрасте дело. Мы находимся в той точке, в которой «Артек», как детская страна, начинает новую жизнь. Ответственность большая. И нужно уметь разделять ее со своей командой, людьми, которые работают в «Артеке», с партнерами.

- В прошлом году в России было три больших лагеря: «Орленок», «Океан», «Смена». А теперь к ним присоединился «Артек». Какова его миссия?

- Это все остальные к «Артеку» присоединили. Здесь конкуренция невозможна. Потому что территориально, исторически сложно придумать конкуренцию «Артеку». Этим и заниматься не нужно. Нужно каждому найти свое на том, достаточно широком поле, которое называется лагерным движением. От того, как сегодня будет устроен «Артек», может дальше зависеть движение развития образования и школы в частности.

- Каким будет через пять лет «Артек?

- Сказать сложно. Он должен быть открытым. Должно быть больше прав и свобод у детей внутри, потому что он должен проецировать образ будущего страны. Только вместе с вами «Артек» можно сделать лучше. А для этого мне нужна обратная связь – понимание, что происходит в каждой точке. И тогда он будет органичнее и динамичнее.

- Артековцев в мире уже более полутора миллиона. Как сотрудничаете с ними?

- «Артек» не оставляет людей равнодушными к себе. Есть огромное количество людей, которые желают ему каким-либо образом помочь. Это выражается в теплых словах, письмах, приезде на 90-летие «Артека» порядка 1000 человек из нашей страны и других стран. Это выражается в финансовой помощи под конкретные проекты. Мы запустили проект «Артек-милосердие», в котором взрослые помогают детям, которые не являются гражданами нашей страны и не имеют возможности купить путевки, реализовать их мечту.

- Какие традиции сохранились в «Артеке» по сей день?

- Самая важная традиция «Артека» – это то, что ребёнок – главное лицо любого артековского праздника. В этом плане мы даём детям свободу и считаем, что делаем правильно. Ведь кому-то по-настоящему может пригодиться опыт выступления на большой сцене. Это помогает преодолеть страх и научиться общаться с огромной аудиторией. Все важные традиции в «Артеке» связаны с мечтой. Можно проплыть между Адаларами и загадать желание, можно это сделать по дороге в Севастополь в тоннеле. Подняться на Аю-Даг, отнести туда камешек и загадать желание...Пока вы дети – мечтайте, потому что чем больше взрослеешь, тем меньше у тебя поистине важных желаний.

- Какие международные проекты планируете здесь реализовывать?

- Есть лагерные ассоциации, с которыми мы собираемся заниматься обменом. Это самый легкий способ насытить «Артек» детьми и вожатыми из других стран. По большому счету, нужно предлагать себя, чтобы нас выбирали. Важно, чтобы дети приезжали сюда на равных основаниях. Мы через «Артек» можем пропагандировать нашу страну. Когда сюда приезжали директора разных центров США, Австралии, где сильно развито дополнительное образование, они говорили, что такой инфраструктурой обладает редкий вуз за рубежом, не то что бы лагерь. Нам не стыдно.

- Что для Вас есть «Артек»?

- Для меня это вызов и во многом профессиональный – смогу ли я, и получится ли у моей команды сделать так, чтобы «Артек» был самым лучшим. В нем живешь, и со временем он становится некой средой, из которой тебя очень сложно вытащить. Когда общаешься с вами, «Артек» становится удовольствием.

- Если ли у Вас какие-то любимые фразы, жизненное кредо?

- Меняется эта жизненная фраза – в разное время  она разная. «Делай, что должно быть, и будь, что будет» - она, наверное, ближе всего к сегодняшней ситуации. Делать нужно каждый день и не надо себя жалеть! Нравятся слова из песни Елки: «Все зависит от нас самих». Это сегодня принципиальная позиция, и важно, чтобы вы в ней были уверены. «Артек» создан для того, чтобы вы были уверены в себе, чтобы вы понимали, что в жизни все зависит только от вас.

- Удалось ли реализовать задуманное на медиафоруме?

- Судя по вашей активности, по тому, что здесь происходит, желанию высказаться – все задуманное реализуется. Все время почему-то думают, что в жизни взрослых есть что-то сложное. Не боги горшки обжигают. Дерзайте, кто-нибудь из вас сделает то, что никогда не сделают взрослые, потому что они сидят внутри нормы «как надо». Мне кажется, в этом задача не только медиафорума, но и «Артека» - все делать по-настоящему.

Комментарии