
«Артек» становится местом обсуждения главной проблемы – проблемы сохранения мира на Земле. Одну из главных ролей в решении этой проблемы отводили детским организациям, их важной роли в воспитании детей и подростков в духе дружбы, мира и солидарности.
В конференции «Разноцветные галстуки за круглым столом» приняли участие 103 представителя зарубежных детских и юношеских организаций. С докладами выступили выдающиеся личности того времени: генеральный секретарь Всемирной федерации демократической молодежи Мишель Жуэ, генеральный секретарь Единой демократической организации молодежи Кипра Андонакис Христодулу и многие другие.
Главное событие в международной жизни «Артека» семидесятых годов – Международный детский фестиваль «Пусть всегда будет солнце!» (1977 год), который стал прологом к ХІ Всемирному фестивалю молодежи на Кубе. Программа предусматривала его начало в Москве, а продолжение и финал в «Артеке».
Таких масштабов еще не знала история международного детского движения. В «Артек» съехались 1 500 ребят и 500 почетных гостей из 158 международных, региональных и национальных детских и юношеских организаций 103 стран мира.
Для создания духа единения, солидарности, дружбы организаторами была продумана каждая деталь программы, даже приезд в «Артек». Как вспоминает журналист В. Крючков, освещавший события фестиваля, всех делегатов сначала собрали в Москве (в то время столице Союза Советских Социалистических Республик), вручили символический ключ от «Артека», а затем специальным экспрессом дружбы отправили к Черному морю.


«Идешь по составу, словно путешествуешь по всему земному шару: в одном купе – Австрия, в другом – Венгрия, в третьем – Вьетнам». Во всем этом уже был воспитательный момент: «Артек» открыт и ждет всех, все народы равны в своих правах и возможностях. Все было сделано, чтобы каждый день фестиваля стал днем праздника, днем единения и оставил неизгладимый след в сердцах детей и взрослых.
В эти дни в «Артеке» работали клубы «Натуралист», «Бриз», «Коллекционер», «Гуманность», «Шахматы и шашки», «Символ», «Игра», «Умелые руки», «Экран», где ребята демонстрировали свои умения и навыки, обменивались опытом.
Во время фестиваля проходила традиционная конференция руководителей детских и юношеских организаций под девизом «За счастливое детство в мирном мире».
В работе фестиваля приняли активное участие выдающиеся люди того времени: американский врач, педагог и общественный деятель Бенджамин Спок, французский писатель Пьер Гамарра, лауреат Международной Ленинской премии мира Марьям Вире-Тоуминен (Финляндия), заместитель директора информационного центра ООН в СССР Паулина Вебер, вице-президент ВФДМ Хашим Ибрагим, генеральный секретарь СИМЕА Тади Альфельди, известная деятельница молодежного движения Чили Гладис Марин и многие-многие другие.
Фестиваль оставил неизгладимое впечатление у всех его участников. Вот, к примеру, высказывания Эрика Маккаси, члена детской секции при Национальном совете американо-советской дружбы: «В «Артеке» … флаги на мачты поднимаются не обычные, а из разноцветных галстуков. Костры солидарности зажигают не зажигалкой или спичкой, а от солнца. Символический ключ, врученный в Москве, возили по всему «Артеку». Не забыта в «Артеке» и морская почта, существующая с древнейших времен. Сейчас, когда над миром висят спутники связи и проложены телеграфные кабели во все уголки земного шара, морская почта может показаться кому-то наивной затеей. Но мне лично приятно думать, что в морских волнах плывет моя бутылка с МОИМ ПИСЬМОМ. Я стараюсь даже представить себе: кто ее выловит из моря? Моряк? Турист? Рыбак?


Мы показывали друг другу свои письма, в них нет ничего секретного. Содержание почти у всех одинаковое. Австралийская девочка Мэй Митчелл написала: «Мир – это большое и прекрасное место, но атомная война может разрушить все до основания. Мир и дружба – самое важное для нас, детей. Не может быть мира без дружбы, не может быть дружбы без мира».
Я убедился, что «Артек» растит бойцов за мир. Об этом говорят костры, зажженные от солнца, факелы солидарности, знамена из разноцветных галстуков. Не знаю, сколько мне предстоит ждать, но я обязательно получу телеграмму: «Эрик, твое письмо найдено».