«Артек» известен во всем мире не только как международный детский центр, но и как огромный музей под открытым небом, где находится более 80 памятников археологии, архитектуры, истории и культуры. Это своеобразный историко-культурный заповедник.
Яркую страницу в летопись «Артека» вписали владельцы имений на территории «Артека», выдающиеся писатели и поэты, художники и общественные деятели, которые бывали, жили и работали здесь в XIX -XX веке.
Постройки В. И. Березина, Н. П. Краснова, А. Т. Полянского, Е.И. Сорокиной, С.И. Каневского, А.А. Емельянцева, уникальные скульптуры Э.И. Неизвестного и других архитекторов формировали облик Артека в разных стилях.
Известный историк В. О. Ключевский говорил: « Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и для чего должны стремиться».
Путеводитель «Памятники и памятные места«Артека» серии «Наше наследие» познакомит тебя с владельцами имений, поможет составить представление о памятниках и памятных местах от Аю-Дага до Дженевез-Кая, осмотреть их, не пропустив самые ценные и выдающиеся, и получить о них и их авторах краткие, общие сведения.
Рядом с лагерем – гора Аю-Даг (фото 1964 г.) |
Карта-схема памятников и памятных мест
|
Аю-Даг в переводе с тюрского – «Медведь-гора» или «медвежий лес». Итальянские мореходы видели в его очертаниях верблюда – Камелло. Существует версия, что гора носила название Ай-Даг (с греческого ай – святая, святой; даг – гора), о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки фундамента базилики – средневековой церкви.
Первые описания Аю-Дага составили академики П.С. Паллас (1793) и П.И. Кёппен (1837). В IV веке до н. э. - IV веке н. э. западный склон горы Аю-Даг и урочище Осман занимали тавры. Об их происхождении существуют разные гипотезы.
Формирование таврской культуры проходило на рубеже бронзового и железного веков, развитие – в эпоху железа.
Сведения о таврах оставили разные античные историки, наиболее обстоятельный – «отец истории» Геродот. Он сообщает, что тавры занимались скотоводством, земледелием, в основном мотыжным, охотой, в прибрежных районах – рыболовством. Как показали данные раскопок, пользовались они не только металлическими (бронзовыми), но и каменными орудиями труда. У этого народа были уже достаточно развиты ремесла: гончарное, ткачество, обработка дерева, кости, металлов и камня.
В результате археологических раскопок на Аю-Даге (со стороны Партенита) обнаружены обломки таврских керамических сосудов грубой лепки.
В 1969 году на седловине Аю-Дага археологи нашли остатки таврских жилищ и укреплений.
В 1947 году Аю-Даг объявлен памятником природы местного значения, повторно – в 1960 году.
С 1974 года Аю-Даг является ландшафтным заказником общегосударственного значения.
Первым владельцем имения на территории МДЦ «Артек» в XIX веке был граф Густав Олизар, земли им были приобретены у местных жителей.
Густав Филиппович |
Граф, поэт, мемуарист, общественный деятель. Входил в Польское патриотическое общество, привлекался по делу декабристов. Пребывание в имении «Лекарство сердца» (комплекс детских лагерей «Горный») с декабря 1824 года по январь 1826 года. В декабре 1824 года Густав приобрел у местных жителей участок земли в ¾ десятины ( 1 десятина – 1.09 га) за 2 рубля серебром. Он стал прикупать земли, увеличил своё владение до 200 десятин, на которых развел виноградники и оливковую рощу. Воздвиг хозяйственные строения и окружил стеной свое владение, которое стало оцениваться в 80 тыс. рублей. «Уединенный анахорет на Аю-Даге» – так называл себя Олизар, и дал своему владению греческое имя «Кардиатрикон», что означает «лекарство сердца». У Густава Олизара гостили интересные люди: А. Мицкевич и А.С. Грибоедов. |
Адам Мицкевич |
Адам Мицкевич поднимался на вершину Аю-Дага. Пораженный красотой природы Мицкевич выразил свои чувства в известном «Крымском сонете» (сонет – стихотворение из 14 стихов, построенное из 2-х четверостиший и 2-х трехстиший) «Аю-Даг», который подарил на память Олизару. Пребывание в имении «Кардиатрикон» – лето 1825 года (дома напротив детского лагеря «Алмазный»). «Крымские сонеты» поразили российского читателя великолепием пейзажных картин, проникновенным лиризмом, образом героя – «пилигрима», тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами. Сонеты сделали имя молодого польского поэта известным в России. Мне любо, Аю-Даг, следить с твоих камней,
Как черный вал идет, клубясь и нарастая,
Обрушится, вскипит и, серебром блистая,
Рассыплет крупный дождь из радужных огней.
Как набежит второй, хлестнет еще сильней,
И волны от него, как рыб огромных стая,
Захватят мель и вновь откатятся до края,
Оставив гальку, перл или коралл на ней.
Не так ли, юный бард, любовь грозой летучей
Ворвется в грудь твою, закроет небо тучей,
Но лиру ты берешь – и вновь лазурь светла.
Не омрачив твой мир, гроза отбушевала,
И только песни нам останутся от шквала –
Венец бессмертия для твоего чела.
|
Александр Сергеевич |
Пребывание в Крыму с 18 июня по 15 сентября 1825 года, в имении «Кардиатрикон» – лето 1825 года (дома напротив детского лагеря «Алмазный»). Некоторые историки считают, что в доме Олизара в Артеке произошла встреча Александра Грибоедова с польским поэтом Адамом Мицкевичем. Встреча носила конспиративный характер: за четыре месяца до восстания на Сенатской площади Грибоедов не оставил или уничтожил письменные свидетельства об этом. С большей степенью определенности о факте встречи с Грибоедовым пишут польские исследователи биографии Адама Мицкевича.
В 1832 году Густав Олизар продал часть своего имения А.М. Потемкину.
|