

20 июня 1941 года в «Артеке» проходил очередной заезд лагерной смены.
22 июня, в воскресенье, ждали гостей из Гурзуфского военного санатория, но гости – командиры Красной Армии - почему-то не приехали. Во время второго завтрака ребята услышали позывные радио Москвы и правительственное сообщение о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу страну.
Уже в первый день войны «Артек» завалили телеграммы. По всей стране волновались родители: что будет с ребятами? И с первых же дней, небольшими группами, ребята в сопровождении вожатых и работников лагеря стали разъезжаться по своим областям. Дольше всех жили у моря пионеры из Прибалтики, Белоруссии, Западной Украины, Молдавии. Им некуда было ехать, и никто не приезжал за ними: на родной их земле уже гремели бои.
ЦК ВЛКСМ и Наркомздрав СССР приняли решение сформировать из этих ребят специальную группу и эвакуировать из «Артека». Они уезжали последними – около 200 человек. И почти каждый вез с собой на память сувенир: кто гладкий красивый камешек, кто сосновую или кипарисовую шишку, кто вложил между листками блокнота крымский цветок…
200 артековцев начали путешествие дорогами большой войны по маршруту: Артек – Симферополь – Москва – Горький – Казань – Сталинград – ст. Нижнее-Чирская – Сталинград – Фролово («Серебряные пруды») – Камышин – Казань – Уфа – Омск – Новосибирск – Барнаул – Бийск – Белокуриха – Артек. От Белокурихи до Артека – 7750 км.
Долгих 16 месяцев добирались из Крыма на Алтай, где с 11 сентября 1942 года по 12 января 1945 года находился Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», который стал называться Алтайским «Артеком». За период существования Алтайского «Артека» в нем отдохнули около пятисот детей из городов Сибири. А для тех, кто приехал еще из Гурзуфа, смена оказалась самой длинной за всю историю «Артека» - четыре года. Артековцы заработали деньги (116 000 рублей), купили и подарили танкистам танк Т-34, о чём было сообщено Верховному главнокомандующему. Вскоре пришла правительственная телеграмма с благодарностью пионерам « Артека».
Конечно, за это время и дети, и вожатые очень сдружились, и крепкая дружба эта сохранилась на всю жизнь. Артековцы военных лет, несмотря на то, что живут в самых разных уголках бывшего Союза – от берегов Балтики до берегов Курильских островов, не теряют связи ни друг с другом, ни с любимым «Артеком». Регулярно организуются встречи, на которые бывшие пионеры приезжают нередко со своими детьми и внуками.

6 ноября 1941 года немецко-румынские захватчики оккупировали «Артек». Фашиствы сожгли Дворец «Суук-Су», разрушили пристани «Нижнего» лагеря и лагеря «Суук-Су». В роскошных парках «Артека» они построили свои укрепления, окопы. Обнесли отдельные участки колючей проволокой. Материальный ущерб «Артека» исчислялся 11,5 млн. рублей.
Много сотрудников «Артека» погибло в годы фашистской оккупации.
Сотрудники «Артека», погибшие в Великую Отечественную войну:
- Баринов завхоз - «Верхнего» лагеря,
- Бруславский Наум — пионерский вожатый лагеря «Суук-Су»,
- Гнеденко Николай Федорович — старший врач,
- Дорохин Владимир — вожатый лагеря «Суук-Су», старший вожатый Алтайского «Артека,
- Корниенко Ольга — пионерская вожатая лагеря «Суук-Су»,
- Малянчиков Александр Алексеевич — старший вожатый, заместитель директора «Артека»,
- Манжос Анатолий Петрович — шофер,
- Миронов Константин — пионерский вожатый лагеря «Нижний» и «Суук- Су»,
- Озик Фаина — пионерская вожатая лагеря «Суук-Су»,
- Парфенов Иван Андреевич — прораб ремстрой участка,
- Раабе Адольф Андреевич — киномеханик,
- Раабе Оскар Андреевич — шофер,
- Столярова Любовь — пионерская вожатая «Верхнего» лагеря,
- Табачков Михаил — пионерский вожатый лагеря «Суук-Су»,
- Филь Владимир — шофер,
- Цигельман Анатолий Маркович — директор «Артека»,
- Чернов Борис — пионерский вожатый «Верхнего» лагеря.