Фото 2011 г.

Фото 1938 

Фото 2011 г.

Фото 2011 г.

Справа и слева лестничные марши шириной 2 метра – 2 марша по 10 ступенек и 2 марша по 11 ступенек.

Центральный фронтон второго яруса с нишей (ширина 15 метров, высота 4 метра). 

В каменной нише находилась белая мраморная скульптура богини Наяды, опрокидывающей кувшин, из которого струилась вода в белую мраморную чашу. Наяда – в греческой мифологии богиня вод, водяная нимфа, жившая в реках, источниках, реже – в озерах.

В славянской мифологии Наяде соответствует русалка. Скульптура «Наяда» была похищена фашистско-румынскими оккупантами в 1941-1944 годы. В настоящее время в нише ничего нет.

Нижняя лестница из 8 каменных ступеней шириной 3,5 метра. Перила лестничных маршей были изготовлены на Урале, художественная ковка остается одним из интереснейших образцов русского чугунного литья. Орнаментация типична для русского позднего классицизма.

Ступени и пьедесталы изготовлены из тесаного камня-известняка. Лестничный ансамбль удачно вписан в парковый интерьер.

В годы немецко-фашистской оккупации (1941-1944) он был частично разрушен. При строительстве нового Дворца «Суук-Су» (1952-1960) лестничный ансамбль частично восстановлен . 

 

Курзал «Суук-Су»

 

Фото 1903 г. Открыт 1 августа в 1903 году.

Автор проекта: Николай Петрович Краснов, ялтинский архитектор. Курзал был построен из инкерманского камня в стиле французского ренессанса (Возрождение). Для ренессанса характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства. Острота жизненных наблюдений, когда старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, новый сплав.

 

 
Фото 1939 г.

Трехэтажное белое здание было величественно и нарядно.

Оно поражало роскошью и разнообразием декора (лепные карнизы, колонны коринфского ордера, вазы с цветами). Белый цвет подчеркивал парадную и величественную красоту здания.

Напротив главного входа находился беломраморный фонтан.

Не менее парадно Краснов оформил и внутренние апартаменты Курзала. 

 

 

 

Курзал «Суук-Су»

 

Интерьер вестибюля, фото 19хх г.
Вестибюль в курзале был оформлен в мавританском стиле, для которого характерно щедрое декоративное убранство: арки, фризы, карнизы, настенная резьба по дереву, облицовка колонн изразцами, стеклянная мозаика. Декоративный орнамент был насыщен растительным, геометрическим и эпиграфическими мотивами.

 

Мебель в вестибюле – низкие кресла и подушки, обтянутые шелком и атласом.

 

 

На первом этаже находились:

  • библиотека и читальный зал;
  • кабинеты карточной игры;
  • курительная комната;
  • концертный зал с роялем;
  • танцевальный зал и четыре зала ресторана: красный, белый, угловой и голубой.
  • столовая и кухня, в которой одновременно можно было готовить на 1000 человек. Из зала углового ресторана – выход на широкую веранду, а с нее – выход на террасу.

 

На второй этаж можно было подняться по белой мраморной лестнице, которая поражала великолепием оформления: бра, лепка, большие окна, через которые вливался мягкий свет дня.

На втором этаже находились 16 гостиничных номеров люкс (№№ 1 – 16), а на третьем этаже – 5 гостиничных номеров люкс (№№ 17 – 21) с дорогой обстановкой.

По примеру фешенебельных курортов Запада Ольга Михайловна хотела устроить в «Суук-Су» казино с азартными играми, но власти ей в этом отказали. Однако прекрасное здание курзала во всех описаниях так и осталось под названием «Казино».

После Октябрьской революции (1917) и Гражданской войны (1918-1922) все имущество курорта и курзала сохранилось благодаря стараниям управляющего Домбровского. 31 декабря 1941 года Дворец и находящиеся в нем ценности, сожгли немецко-фашистские оккупанты. 

В этом здании:

  • с 1903 – 1918 Курзал «Суук-Су»;
  • с 1923 – 1936 дом отдыха ЦИК СССР;
  • с 1937 – 1941 лагерь «Суук-Су».